вторник, 20 октября 2015 г.

Что сначала что потом. Дидактический материал в логопедии.



  Игру с картинками "Что сначала а что потом" чаще всего используют логопеды на своих занятиях. 
По этим картинкам с Давидом логопед начал заниматься когда Давиду было 3 года и 5 месяцев.
 Это игра учить ребёнка располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Целью занятий является научить ребёнка выстраивать логические цепочки. Так же занятия с этими карточками влияют на развитие речи. 
Первые карточки у нас появились,когда Давиду было 3,5. Начанали мы с самых простых схем и историй. Первые месяцы давалось все не просто. Процесс шол медленно и не давал видимых результатов. Что бы добиться именно понимания со стороны Давида пришлось запастись очень большим количеством дидактического материала.  Можно бы было конечно же ограничится 3-4 историями "что сначала что потом". Но тогда Давид вряд ли бы понял алгоритм, он бы просто напросто вызубрил сами схемы. А нужно было, что бы он сам осознал смысл игры. По началу я выкладывала карточки и сама рассказывала, что было в начале и что случилось потом. Объясняла почему я именно в такой последовательности раскладывала карточки. Затем я раскладывала карточки и просила что бы Давид сам разложил их в хронологической последовательности. Естественно подсказывая и задавая наводящие вопросы.   В самом начале я рассказывала историю сюжета, а потом уже Давид выкладывал карточки в соответствующей последовательности. В возрасте 3,7 Давид в редких случаях мог без подсказки сам разложить карточки в правильной последовательности. Тогда я в основном комментировала сюжет, а он на слух восстанавливал его по картинкам.
Часть карточек для занятий я сделала сама. 






 Все картинки наклеивала на картон и вырезала в виде карточек. 
Карточки можно:






    
   Остальную часть карточек я скачала в интернете. Например вот следующий материал нашла на просторах интернета. Отличная методичка на тему что вначале что потом. С подробными пояснениями. В методичке есть для распечатывания 24 сюжета состоящие из 2, 3 или 4 карточек. 
http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/DswMedia/chto.pdf



  И ещё наткнулась на сайт с карточками "Что с начало что потом" только не цифровая версия а сканированная. Я если честно не люблю распечатывать сканированные картинки, так как они размытые но как вариант иногда принимаю. 


И ещё несколько ссылок где можно скачать материал для занятий 

  Я не раз писала что я не сторонник электронных игр для ребёнка но раз уж наткнулась в интернете на игру решила сделать тут ссылку на неё http://www.tvokids.com/games/outorder

 1)  Из готовой продукции у нас есть набор карточек что сначала, что потом. Карточки не сложные, вполне доступные сюжеты. 
Покупала в магазине "Умная игрушка" 



  2) Ещё у нас есть серия "История в картинках"

К сожалению в этих наборах нет пояснений, поэтому родителям самим приходится догадываться как развивается история. Первая часть по проще. А вот вторая по сложнее.  

Истории в картинках. Игра-занятие. Часть 2

            есть в "Read" 

    3) Нашла в магазине Детский сад 



Когда Давиду исполнилось 4.3 г. мы стали использовать более сложные варианты историй. На видео (которое ниже) первая история с новогодней ёлкой. История состоит из 6 карточек.  Для начала я рассказывала Давиду подробно саму историю и только потом просила разложить карточки по порядку в соответствии с рассказанной историей. 

Вторая история (на видео ниже) состоит из 4 карточек. И это уже был следующий этап, когда Давиду нужно было самому без подсказок и без описания сюжета, уловить суть истории.  Я раскладывала карточки и просила посмотреть что нарисовано на карточках. После этого просила сказать какая по мнению Давида может тут быть история. 

На видео ниже Давиду 4.3

Между видео прошёл ровно год. На видео ниже Давиду 5.3. Карточки о том как состригают шерсть, а затем из нее получают вязанную кофту Давид видит впервые. Но уже может сам самостоятельно увидеть историю, разложить по порядку и рассказать небольшой рассказ по этим карточкам.


4) Логические цепочки 
Набор есть в "Озоне" 
            есть в "My-shop"  



5) Djeco Игра-трио Последовательность Пазл
Нашла во в этом магазине 


6) Настольная игра «Короткие истории», Радуга
Есть в магазине "Умная игрушка" 




7)  Есть у нас и такой набор Короткие истории-2, Радуга (настольная игра). Игра скорей всего как дополнение к остальным, но не как не основной набор. 
Покупала в магазине "Умный ребёнок" 




8) Что сначала, что потом?, настольная игра, Готовимся к школе (Радуга)  
Есть в магазине "Igromagazin"   


9) Есть у нас ещё пазлы "Забавные истории" 
Этот набор можно использовать как и для занятий по развитию связанной речи так и для игр что "сначала, что потом"
Покупала в магазине "Умный ребёнок"


10) Веселые истории, Радуга (настольная игра, серия Шаг за шагом
Есть в магазине "Умный ребёнок" 



 Так как по мимо проблем с речью у нас были сложности и с волевой сферой . То помимо того, что бы подобрать нужный материал для занятий, нам приходилось еще придумывать и тему игры. Дело в том, что Давид не очень и горел желанием заниматься с карточками монотонно раскладывая их по порядку. А вот стоило карточки сделать частью игры, то у Давида просыпался интерес, и он уже выполнял задания с желанием. После 4 лет у Давида появилась страсть к набором лего на тему полиции. И мы эти предпочтение обыграли под занятия. Например мы играли в полицейских которые учатся запутывать своими хитроумными схемами воришек. Мол мы учимся в школе для полицейских, и что бы научиться запутывать преступников, нам нужно самим для начала научится выстраивать схемы. Мы с Давидом вначале раскладывали карточки, так как это требует методика. А потом начинали шалить. Мол мы полицейские которые специально преступникам раскладываем карточки не так как нужно. И в шуточной форме рассказывали истории шиворот на выворот. И мол из за этих карточек у преступников шла кругом голова. В общем игра получалась весёлая, а главное был результат. Когда мы не сложные задачки научились щелкать как семечки. Мы эти карточки стали использовать как пособие для развития речи. По сюжетно учились рассказывать истории. Давиду давались эти задания не легко, так как при ОНР бывают сложности с пересказами и рассказами по картинкам. И нам и тут приходилось выдумывать разные игры. Иногда просто выкладывала 4 – 5 вариантов историй просила Давида выбрать один рассказ для меня, и один рассказ для него. Иногда раскладывали правильно два рассказа и правильно проговаривали сюжет. А иногда специально баловались раскладывая шиворот навыворот историю и в шуточной форме на ходу сочиняли смешную историю. А порой и вовсе одну историю рассказывали вдвоём, но по очереди. Например первую карточку рассказываю я, вторую Давид, третью опять я а четвертую Давид и т.д.
Когда Давиду было 5,2 г. , мы проходили реабилитацию в нцзд. И там на занятиях у дефектолога нас тестировали по карточкам из набора.

В этом наборе есть истории со скрытым смыслом. Который дети в возрасте 5-6 лет должны уже видеть. 

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. 


     

Именно такого набора до тестирования у нас не было. По этому все истории для Давида оказались новыми. К нашему огромному счастью Давид историю со снеговиком рассказал сам как нужно.  

По нормам ребёнок в 5 лет должен уметь самостоятельно увидеть историю со скрытым смыслом по разложенным карточка не по порядку. 








1 комментарий:

  1. Спасибо за статью! Нашла в одном из магазинов, что вы порекомендовали, еще много подобных материалов: http://www.inteltoys.ru/catalog/407/
    Простые, но эффективные.

    ОтветитьУдалить