Учимся читать


Так же можно посмотреть статьи в блоге 
1) Учим алфавит 


После того как Давид освоил звуки и буквы, мы решили учиться читать. Методик по обучению чтению, как оказалось, было не мало.  Некоторые методики даже специально были разработанны для обучения чтению особенных деток. И, кстати, многие логопеды эти методики успешно используют. Кстати, учить ребенка читать это не забава для родителей. Речь, конечно же, идет сейчас о детях, у которых есть определенные особенности в развитии. Так вот по мнению многих специалистов обучение чтению является средством коррекции системных нарушений речи. Подробнее можно изучить тут исследование на тему взаимосвязи обучения чтению и развития речи
Лично нам некоторые логопеды  советовали учиться читать по "глобальному чтению", а некоторые по Т.С. Резниченко. От методики  глобального чтение я решила отказаться. А вот методика Т.С. Резниченко мне понравилась больше. И мы решили учиться читать по ней. 
Кстати, в поисках методик я даже пыталась пробовать учебник Н.С.Жукова, но для нас он оказался сложноват. И так мы остановились на Резниченко.
У Т. С. Резнеченко есть две книги где описывается её методика обучения чтению. 
Первая книга это книга "Занимательный букварь"  
есть в Лабиринте


Вторая книга называется "Что бы ребёнок не заикался".
Книга есть в электронном виде Скачать можно тут 
http://sdo.mgaps.ru/books/K6/M9/file/9.pdf


Первую книгу я сразу отложила на более поздний период, так как она по сравнению со второй сложнее.  
 По второй книге мы начали заниматься когда Давиду было 4.3. 
Смысл методики в том, что всем складам с определённой гласной присваевается свой цвет. Предпологается, что ребёнку, у которого есть нарушения речи, так будет проще запомнить слоги. 


Согласно методике, на каждое сочетание гласной со всеми согласными отводится отдельный раздел. Начинают с А, затем У и т.д. 

В самом начале мы долго пытались осознать сам принцип соединения двух букв. Где то пол года ушло на то, чтобы выучить сами слоги с гласной А и  У. На протяжении этого времени мы учили именно сами сочетания согласной и гласной. По началу на все сочетания  я делала ещё дополнительные вот такие карточки. 

Картинки слогов на А4 БА, ВА, Барабан, Варежки и т.д я наклеивала на стену. А маленькие карточки я брала стопку и с Давидом каждый день читали каждый склад БА, ПА, ФА,  и.т.д

И только когда вызубрили все карточки с гласной А и с гласной У, мы приступили к чтению простых слов, таких как мыло, мама, муха и т.д.  
На видео Давиду 4.8.



Для нас лично я делала карточки размером 70х42 с высотой шрифта 25.
Наш вариант цветных карточек ниже.
Скачать бесплатно  тут в формате PDF  


Некоторые логопеды советуют делать карточки с черными буквами на цветном фоне.
Размером 102х64 с высотой шрифта 45
Скачать бесплатно  тут в формате PDF  
Дополнительные карточки к занятием (картинки ниже). Клеила по 2 листа на стену формата  А4. На первом листе был сам склад к примеру БА. А на втором листе слово начинающиеся на этот склад и соответствующая картинка. 
Плюс показывала обучающий мультфильм про склады с канала МИЗЯКА - ДИЗЯКА.


Склады с буквой А

Скачать бесплатно  тут в формате PDF  



На канале МИЗЯКА-ДИЗЯКА в коментариях под каждым мультфильмом есть ссылки для скачивания разукрашек по теме мультика.


Склады с буквой У
Скачать бесплатно  тут в формате PDF  





Склады с буквой Е


Все склады с буквой Е можно посмотреть тут





Игры "читаем слово" 

В соответствии с этой методикой я делала игры в процессе которых нужно было читать слова.
 Ирга №1
Когда обычные занятия чтения слов Давиду надоедают, то в ход идёт тяжёлая артиллерия под названием «давай пошалим».
Например такая игра как эта.
Игроки например взрослый и ребёнок.
Выкладываем различные «колечки» со складами на стол.
Основу я сделала из втулки из под бумажных полотенец.
Затем предлагаем Давиду выбрать три разных склада. Затем предлагаем назвать любое слово обозначающее любой предмет который есть в комнате. В идеале лучше всего это слово сразу записать на отдельном листе. Например, Давид сказал кровать. Затем Давид составляет слово аля абракадабру. Специально прокручивает склады так что бы получилось смешное сочетание например гу мы ха , и сам же его читает. А папа делает запись на листе «кровать – гумыха». И после того как на листе будет записано штук 10 таких абракадарбов, то папа составляет небольшой рассказ заменяя обычные слова абракабрами. Например утром проснувшись и встав с гумыха…….и т.д. Получается очень смешно. 







Игра №2
Придумали игру, и назвали её "туристы в Японии".
Распечатала основу для барабана, и заготовки под конверты.
В одни конверты сложили склады, так что бы получились слова. А в другие конверты сложили склады, так что бы получились абрыкодабры. На видео видно как именно играть. Крутится барабан, и в порядке очереди участник читает слово. Кому выпала абракадабра тот и есть «турист в Японии». Давиду очень нравятся игры где можно посмеяться и побаловаться. Поэтому приходиться занятия по «чтению» превращать в весёлую игру. В игре, Давиду как раз проще повторять пройденный материал и усваивать новый.




Игра №3 
Как и у любого мальчишки у Давида лего прям на первом плане.  Давид у нас попросил набор из серии ниндзяго . Но мама с папой же не могут просто так принести домой и отдать. Нужна же легенда. История ...игра. Но при этом я сторонник того что игра ради игры, а не ради награды. Мотивация- мол сама игра, а не плата за неё.  Думала, думала и нечего особенного не придумала. Получилось обычное. Но может кому наша идея сгодится.  Те кто в теме ниндзяго знают такого персонажа как Ронон. Так вот Давид попросил набор с этим героем. Естественно была придумана малюсенькая история. 
Давид Ронон попал в пустыню и что бы от туда выбраться нужно в песках пустыни найти записку она то и приведёт Давида к штуковине, на которой можно будет выбраться из пустыни.
Первое задание было найти конверты в рисе либо правой рукой, либо двумя. 
Скачать бесплатно заготовки для конвертов можно тут   (формат А4) 







Второе задание это вытащить склады по порядку. 

И третье задание прочитать фразу и найти то что ему поможет выбраться из пустыни. 


Давиду 5.2
Чему научились . 
Скачать бесплатно листы со словами разукрашенные можно тут

Скачать бесплатно листы со словами не залитые можно тут



Небольшой подитог. 26 апреля 2018 Давиду 6,2.
Когда мы начинали заниматься по Резниченко, с одной стороны я видела что все эти разукрашенные слоги Давиду очень хорошо идут, а с другой стороны очень переживала сможем ли мы перейти безболезненно на чёрно-белые слова. На практике оказалось всё не так страшно как я себе это представляла.
Сначала перешли на самые простые  зима, пила, лужи, лыжи, муха и т.д. 
 Давиду 6.6. На видео Давид читает разные варианты слоговой структуры слова.

Затем перешли на слова типа: машина, мышата, гитара и т.д.
Затем на слова типа: мак, рак, сок, нос. И в процессе обучения выявились слабые наши стороны. Кот, лак, рот мы читали не слитно, а согласную в конце мы как бы читали отдельно. Например слово кот Давид читал отдельно КО затем делал паузу и отдельно читал Т . Пришлось уделить более пристальное внимание данной проблеме. Затем добавили слова: гамак, кулак, пушок, диван, каток и т.д.
Скачать бесплатно вторую часть можно тут 
Что бы у Давида не появилась каша в голове мы решили объединить в группы однотипные слова по своей слоговой структуре. И каждый тип старались доводить до автоматизма.
Скачать бесплатно третью часть можно тут 
Кстати к "Занимательному букварю"  Т.С. Резнеченко прилогаются рабочие тетради 
Сами тетради выполнены как черно-белые. Поэтому я сделала для Давида цветной вариант. 
Скачать бесплатно можно тут

 

17 сентября. Давиду 6.6. 



2 комментария: