Страницы

вторник, 20 октября 2015 г.

Что сначала что потом. Дидактический материал в логопедии.


Так же в блоге можно посмотреть 


11) В Telegram есть группа для семей которые столкнулись с диагнозом гемипарез. Пишите в директ ИГ свой номер с комментарием "добавить в группу".

Правила группы можно прочитать тут   

12) Навигатор по блогу 


Что сначала что потом 


  Игру с картинками "Что сначала а что потом" чаще всего используют логопеды на своих занятиях. 
По этим картинкам с Давидом логопед начал заниматься когда Давиду было 3 года и 5 месяцев.
 Это игра учить ребёнка располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Целью занятий является научить ребёнка выстраивать логические цепочки. Так же занятия с этими карточками влияют на развитие речи. 
Первые карточки у нас появились,когда Давиду было 3,5. Начанали мы с самых простых схем и историй. Первые месяцы давалось все не просто. Процесс шол медленно и не давал видимых результатов. Что бы добиться именно понимания со стороны Давида пришлось запастись очень большим количеством дидактического материала.  Можно бы было конечно же ограничится 3-4 историями "что сначала что потом". Но тогда Давид вряд ли бы понял алгоритм, он бы просто напросто вызубрил сами схемы. А нужно было, что бы он сам осознал смысл игры. По началу я выкладывала карточки и сама рассказывала, что было в начале и что случилось потом. Объясняла почему я именно в такой последовательности раскладывала карточки. Затем я раскладывала карточки и просила что бы Давид сам разложил их в хронологической последовательности. Естественно подсказывая и задавая наводящие вопросы.   В самом начале я рассказывала историю сюжета, а потом уже Давид выкладывал карточки в соответствующей последовательности. В возрасте 3,7 Давид в редких случаях мог без подсказки сам разложить карточки в правильной последовательности. Тогда я в основном комментировала сюжет, а он на слух восстанавливал его по картинкам.
Часть карточек для занятий я сделала сама. 






 Все картинки наклеивала на картон и вырезала в виде карточек. 
Карточки можно:






    
   Остальную часть карточек я скачала в интернете. Например вот следующий материал нашла на просторах интернета. Отличная методичка на тему что вначале что потом. С подробными пояснениями. В методичке есть для распечатывания 24 сюжета состоящие из 2, 3 или 4 карточек. 
http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/DswMedia/chto.pdf



  И ещё наткнулась на сайт с карточками "Что с начало что потом" только не цифровая версия а сканированная. Я если честно не люблю распечатывать сканированные картинки, так как они размытые но как вариант иногда принимаю. 


И ещё несколько ссылок где можно скачать материал для занятий 

  Я не раз писала что я не сторонник электронных игр для ребёнка но раз уж наткнулась в интернете на игру решила сделать тут ссылку на неё http://www.tvokids.com/games/outorder

 1)  Из готовой продукции у нас есть набор карточек что сначала, что потом. Карточки не сложные, вполне доступные сюжеты. 
Покупала в магазине "Умная игрушка" 



  2) Ещё у нас есть серия "История в картинках"

К сожалению в этих наборах нет пояснений, поэтому родителям самим приходится догадываться как развивается история. Первая часть по проще. А вот вторая по сложнее.  

Истории в картинках. Игра-занятие. Часть 2

            есть в "Read" 

    3) Нашла в магазине Детский сад 



Когда Давиду исполнилось 4.3 г. мы стали использовать более сложные варианты историй. На видео (которое ниже) первая история с новогодней ёлкой. История состоит из 6 карточек.  Для начала я рассказывала Давиду подробно саму историю и только потом просила разложить карточки по порядку в соответствии с рассказанной историей. 

Вторая история (на видео ниже) состоит из 4 карточек. И это уже был следующий этап, когда Давиду нужно было самому без подсказок и без описания сюжета, уловить суть истории.  Я раскладывала карточки и просила посмотреть что нарисовано на карточках. После этого просила сказать какая по мнению Давида может тут быть история. 

На видео ниже Давиду 4.3

Между видео прошёл ровно год. На видео ниже Давиду 5.3. Карточки о том как состригают шерсть, а затем из нее получают вязанную кофту Давид видит впервые. Но уже может сам самостоятельно увидеть историю, разложить по порядку и рассказать небольшой рассказ по этим карточкам.


4) Логические цепочки 
Набор есть в "Озоне" 
            есть в "My-shop"  



5) Djeco Игра-трио Последовательность Пазл
Нашла во в этом магазине 


6) Настольная игра «Короткие истории», Радуга
Есть в магазине "Умная игрушка" 




7)  Есть у нас и такой набор Короткие истории-2, Радуга (настольная игра). Игра скорей всего как дополнение к остальным, но не как не основной набор. 
Покупала в магазине "Умный ребёнок" 




8) Что сначала, что потом?, настольная игра, Готовимся к школе (Радуга)  
Есть в магазине "Igromagazin"   


9) Есть у нас ещё пазлы "Забавные истории" 
Этот набор можно использовать как и для занятий по развитию связанной речи так и для игр что "сначала, что потом"
Покупала в магазине "Умный ребёнок"


10) Веселые истории, Радуга (настольная игра, серия Шаг за шагом
Есть в магазине "Умный ребёнок" 






 Так как по мимо проблем с речью у нас были сложности и с волевой сферой . То помимо того, что бы подобрать нужный материал для занятий, нам приходилось еще придумывать и тему игры. Дело в том, что Давид не очень и горел желанием заниматься с карточками монотонно раскладывая их по порядку. А вот стоило карточки сделать частью игры, то у Давида просыпался интерес, и он уже выполнял задания с желанием. После 4 лет у Давида появилась страсть к набором лего на тему полиции. И мы эти предпочтение обыграли под занятия. Например мы играли в полицейских которые учатся запутывать своими хитроумными схемами воришек. Мол мы учимся в школе для полицейских, и что бы научиться запутывать преступников, нам нужно самим для начала научится выстраивать схемы. Мы с Давидом вначале раскладывали карточки, так как это требует методика. А потом начинали шалить. Мол мы полицейские которые специально преступникам раскладываем карточки не так как нужно. И в шуточной форме рассказывали истории шиворот на выворот. И мол из за этих карточек у преступников шла кругом голова. В общем игра получалась весёлая, а главное был результат. Когда мы не сложные задачки научились щелкать как семечки. Мы эти карточки стали использовать как пособие для развития речи. По сюжетно учились рассказывать истории. Давиду давались эти задания не легко, так как при ОНР бывают сложности с пересказами и рассказами по картинкам. И нам и тут приходилось выдумывать разные игры. Иногда просто выкладывала 4 – 5 вариантов историй просила Давида выбрать один рассказ для меня, и один рассказ для него. Иногда раскладывали правильно два рассказа и правильно проговаривали сюжет. А иногда специально баловались раскладывая шиворот навыворот историю и в шуточной форме на ходу сочиняли смешную историю. А порой и вовсе одну историю рассказывали вдвоём, но по очереди. Например первую карточку рассказываю я, вторую Давид, третью опять я а четвертую Давид и т.д.
Когда Давиду было 5,2 г. , мы проходили реабилитацию в нцзд. И там на занятиях у дефектолога нас тестировали по карточкам из набора.

В этом наборе есть истории со скрытым смыслом. Который дети в возрасте 5-6 лет должны уже видеть. 

Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. 


     


Именно такого набора до тестирования у нас не было. По этому все истории для Давида оказались новыми. К нашему огромному счастью Давид историю со снеговиком рассказал сам как нужно. 

По нормам ребёнок в 5 лет должен уметь самостоятельно увидеть историю со скрытым смыслом по разложенным карточка не по порядку. 








вторник, 13 октября 2015 г.

Что должен знать малыш в 1.5г, в 2.2 в 3,5 и в 4.9 т.д.


В блоге можно так же посмотреть наш опыт развития речи и лирики в целом перейдя по ссылке 
Напишу не книжные критерии, а опишу именно наш опыт. Опыт наш это комиссии ПМПК и различные тестирования на реабилитациях. 


1) Возраст 1.5 года

   Самый первый наш опыт был в возрасте 1.5 лет. В этом возрасте Давид должен был отличать на картинках разных животных и на вопрос где на картинке лошадка ткнуть пальцем не в медведя а в лошадь. Показать где на картинке девочка а где мальчик и где девочка с мячиком и т.д. Ещё на подобных тестах перед Давидом выкладывали фигурки животных и просили его дать к примеру зайчика или поросёнка.
В 1.9 на очередной комиссии Давида спрашивали "кто это?" указывая на животных к примеру собаку или кошку. Давид к тому времени всё что мог изобразить мимикой или звукоподражание того или иного животного и он таким образом отвечал.

2) Возраст 2.4 года 

   Нашла у себя в записях от 26 июня 2014

Мы вчера проходили комиссию ПМПК на путёвку в группу временного пребывания кажется так это называется. 
Всё переживала что Давида будет себя веси не адекватно и будет кричать, что бы мы с ним ушли на улицу. К сожалению такое может вполне быть. Может вцепится в маму, и тогда всё мероприятие на этом и закончиться. Но к моему счастью Давид спокойно на всё отреагировал.
Большой квадратный стол, за столом сидело 4 специалиста. Давида посадили за стол, а нас с Вадиком попросили сесть в стороне от стола на против Давида. Давид сидел в окружении незнакомых людей. Мог легко мягко сказать растеряться, до самого конца не проронить ни звука. Но нет, сел вполне спокойно и ответил на все вопросы.  
Некоторые вопросы.
"Давид дай мне один карандаш"

"Давид дай вон той тети ДВА карандаша"

"Сколько у поросёнка ушек"

"Сколько колёс у машины"

Давид на всё ответил правильно и карандаши дал одной один карандаш другой два карандаша ответил и про уши что два уха и про колёса что колеса четыре.
Остальные вопросы были обычные покажи красный синий зелёный и т.д. Покажи круг, квадрат звёздочку, и т.д. Расскажи какие это звери (выкладывали игрушечную собаку кошку и т.д). Как зовут папу как зовут маму. 
Давид умудрился посмешить комиссию. На вопрос "какая машина?" Давид обычно описывает размер маленькая или большая и называет цвет. А тут ему дали что то между квадрациклом и джипом золотистую и он на вопрос какая это машина сказал " крутая" 

3) Возраст 3.3 года 
Наш диагноз относительно развития речи дизартиря, ОНР 2 уровня. спастично паретичный язык. 
   Всё чего у нас спрашивали в возрасте 3,3 года я вынесла отдельной статьёй 

Дополню к ссылке которая выше, напишу что ещё спрашивали логопеды на реабилитациях когда Давиду было 3.5. Например в НЦЗД логопед сказала что ребёнок в 3.5 абсолютно спокойно может складывать и вычитать в пределах 4 -х. Это то что есть на видео. Только специалисты убирая предмет просят ребёнка закрыть глаза. Затем просят открыть и уже тогда спрашивают сколько было и скол ко осталось. 



Плюс на комиссии на ПМПК просят пересчитать 10 предметов. 

Ответить по карточкам что было в начале а что потом,  ответить по карточкам что художник нарисовал не правильно, и ответить по карточкам какие времена года изображены на картинке. 





4) Возраст 4.9 г.
Подробней посмотреть перечень тестов которые нам предлагали на комиссии на этот возраст можно посмотреть тут 


воскресенье, 11 октября 2015 г.

Окружающий мир



  Так же в блоге можно посмотреть 

1) Всё о нашем развитии речи.

2) Дидактический материал

3) Логика, мышление, память

3) Пособия для развития речи

4) Занятия с дефектологом

5) Развитие мелкой моторики 

6) Арт терапия 

7) Общеобразовательная программа для дошкольников, изучение форм, цвета, счет, цифры, звуки ,буквы и т.д. 


8) Развитие сенсорных навыков 


Обычные дети познают окружающий мир через книги, рассказы родителей мультфильмы и прочие обычные источники информации. Им не нужно часам объяснять и разжёвывать где мебель а где животные, у них автоматически компонуются группы основываясь на полученном информации. В то время как особятам приходится всё досконально разжёвывать и объяснять. Поэтому у специалистов есть целые разделы о познании окружающего мира. Сюда входит всё что окружает нас вокруг. 
Для самых маленьких изучение окружающего мира начинается с познания того что в природе есть животные, птицы, рыбы, насекомые растения и т.д.
Следующий этап это разделение животных на домашних и диких. Диких разделяют на хищников и травоядных, и т.д. Так же изучают разделы обувь, одежда, головные уборы, овощи, фрукты, транспорт и многое другое.


Животный мир
 Самые первые познания о животном мире у деток формируются чуть ли не с 8 месяцев. Городским особенным деткам не легко составить полное представление о животном мире. Но всё же это неотъемлемая часть раздела изучения окружающего мира. В начале  ребёнку просто показывают и рассказывают животных, и только потом их классифицируют на домашних и диких, на хищным и травоядных и т.д. 
Для изучения животного мира. Потребуется не мало материала. И тут в ход пойдут карточки, фигурки, видеоролики,  поездки в зоопарк, посещение городских ферм. 
Карточки домашних животных
есть в "Лабиринте" 



  Карточки животных жарких стран 


Есть не плохая серия с карточками  "Расскажите детям"  , для использования на занятиях с ребёнком.
Серия есть в лабиринте 




   Для изучения мира животных, можно в занятия добавить "фигурки животных". Пожалуй одни из самых не дорогих это наборы из  Лабиринта 

Если брать критерии самые качественные это серия животных фирмы schleich . Игрушки очень красивы, но к сожалению и цена этих игрушек красивая. Хотя если брать в совместных закупках то выйдет дешевле. 
Фигурки есть в Озне 




  Есть так же серии mojoo collecta Gulliver, они есть целыми наборами "дикая природа" 

В общем найти свою ценовую категорию вполне реально. Используя фигурки животных можно составлять сенсорные коробки. Я к сожалению узнала про эти идеи довольно таки поздно. Поэтому просто дам ссылку на разные идеи в инстограмме. Например профиль learning.through.play



Вот ещё один профиль oana_and_yana где не мало интересных идей 





Есть серия Bondibon наборов наклеек нано-стикеров

  наборы есть в озоне


В своё время нравилась серия "развиваем малыша". Они есть на разные тематики. Одна из них например "Мой зоопарк" . Нравилось и качество, и сами фотографии. Сами фотографии животных не мрачные и нееее...... как бы правильно выразиться не агрессивные.  
Серия есть в Лабиринте 





  Есть целая серия книжек с наклейками  "Морис Пледжер Чудо наклейки" на тему изучения животного мира. Фотографии в книжках очень красочные. И что не маловажно не агрессивные.

 Книжки есть в Лабиринте       

                                                              

                       

Когда Давиду было 3.10 он путал льва тигра и гепарда
Сделала заготовки. И по этим карточкам повторяли находили отличие где лев тигр и гепард. Карточки можно использовать и как дидактический материал. 
Скачать бесплатно в формате PDF можно тут 




Понравился мультик на закрепление знаний темы про животных.  





Времена года
    
  В интернете не мало пособий по изучению времён года. Мы начинали изучать времена года по фотографиям из самого обычного календаря. 
Давиду на тот момент было 2.5г.  По началу, я просто брала картинки и сама придумывала небольшие расказики к каждому месяцу, и старалась выделить в рассказе особенность конкретного времени года. 



Кстати нас тестировали на  ПМПК на знания времён года когда Давиду было 3.5г. Самое сложное в этом возрасте особёнку отличить зиму от первой половины весны. Обычно весну на пособиях для занятий с логопедом изображают как показано это на картинке ниже. А это обычно  дети которые развешивают на деревьях скворечники, подснежники и кораблики в ручейках. Но ребёнку в 3,5г с особенным восприятием раз и которые не развешивает скворечники и не пускает кораблики в ручейках сложно всё же понять чем именно отличается начало весны от зимы. Дети в 3.5 воспринимают весну не как начало каких то действий людей, а именно как природное явление. Т.е зимой снег, осенью желтые листья, а летом всё зелёное. Так вот самое трудное найти и объяснить ребёнку в 3,5 года что такое весна. 

Вроде бы и снег есть но не зима. Мы Давиду объясняли что снег весной не такой рыхлый как зимой. Из таяния снега верхушка чаще покрывается ледяной коркой, появляются проталины. Набухают почки на деревьях. Всё это разжёвывали и показывали.  




На видео Давиду 5 лет 

Для ознакомления с природными явлениями в том числе с временами года есть не мало пособий. 
Например Елены Ульевой: Изучаем времена года. Весна. Тетрадь для занятий с детьми 2-3 лет. ФГОС
Тетрадь есть в Лабиринте  

В тетради очень интересные задания 

Ещё у нас есть Наглядно-дидактическое пособие "Рассказы по картинкам: Лето".   




Есть у нас и такой набор "Родная природа". 
Набор есть в "Лабиринте" 


Следующий набор и книжку можно использовать как дополнение к вышеперечисленному.
Игра настольная Trefl Времена года
Набор есть в Read
есть в My-shop








Книга Алена Грэ: Времена года




Классификация предметов 
видов и т.д.



В продаже не мало готовых наборов. 
Например серия "Маленький гений"
Серия есть в лабиринте 
есть в магазине умный ребёнок 






На тему классификации у нас была игра "Уютный домик". Игра по качеству картона и по качеству рисунка в полне удобоваримый. Давид достаточно быстро её освоил. 
Есть в "Лабиринте"  


Фрукты    
  Пособия для изучения темы фрукты (взято от сюда)
Скачать можно тут 




Очень понравился сайт ecoledecrevette
для скачивания материала по темам фрукты и времена года 
Скачать материал можно тут 
и тут  



Транспорт 
У логопедов есть не мало заданий и тестов из этого раздела. 



Аппликации на тему строительная техника можно подробней посмотреть тут  


Есть серия Bondibon наборов наклеек нано-стикеров
  наборы есть в озоне




Полезные ссылки 
https://www.pinterest.com/karolinaczerwin/pory-roku/
http://aladouce.blogspot.fr/2010/11/la-roue-des-saisons.html
http://www.kids-pages.com/folders/worksheets/Nature/page6.htm
Скачать тут