Страницы

Дидактический материал от 1,5 до 3 лет

   
Так же можно посмотреть статьи в блоге 
1) Изучаем цвета 
2) Математика 
3) Изучаем геометричекские фигуры 
4) Логика, мышление, память.
5) Что сначала что потом 
5) Навигатор по блогу




  Дидактический материал это неотъемлемая часть в занятиях по развитию речи. Этот материал позволяет развивать психические процессы такие как внимание, память и мышление. Все ниже перечисленные задания используют логопеды на своих занятиях.
Кстати, в Кемеровской области "миноброзование" выпустили рекомендацию "Использование дидактического материала для развития логического  мышления младших школьников с ЗПР (методические рекомендации)"  скачать можно тут 


Для ориентира с каким материалом уже можно работать а с каким ещё рано я написала о нашем опыте различных тестирований у специалистов. Подробней о вопросах и заданиях которые задавали Давиду можно прочитать тут 

 Не могу не сказать, что процесс развития речи у ребёнка нередко тормозят именно родители. Где-то по не знанию, где-то умышленно закрывая глаза на проблемы. В то время, когда занимаясь ребёнком можно достичь очень хороших результатов. И, кстати, самая распространённая ошибка некоторых родителей - это высказывание относительно своего чада "ой.... нет это он не поймёт...., ой, а это вообще ещё рано". Всё это предрассудки только родителей. Детки могут гораздо больше, чем вы это можете себе представить. И я сейчас имею ввиду именно особенных детей. Да, увы, даётся нам всё непросто, но если не опускать руки, а каждый день заниматься то результат будет 100%


 Из раздела дополнительная информация.  У одной мамочки дцпусика в блоге море идей по изготовлению дидактического материала своими руками. Мне он очень нравится. Вот её блог.

 А теперь что касается именно нашего опыта. Наверное, каждая тема у меня начинается с того что, нам нелегко давалось обучение .......и дальше по тексту. Этот раздел не стал исключением. И тут у нас возникло сразу две проблемы: первая - это наша "понималка", а вторая -как именно привлечь внимание сына. Наверное, не было ни одного раза чтобы я просто попросила сына сесть за стол и спокойно позаниматься. Всё время приходится выдумывать какие-то игры и в самом прямом смысле слова завлекать занятиями. Иначе, если Давиду скучно, не интересно и не понятно, то его внимание улетает далеко в космос. 

Самыми первыми дидактическими материалами у нас были пособия по изучению цветов и фигур (я их вынесла в отдельные раздела и там уже расписала что и как мы делали). Параллельно изучали окружающий мир
И уже когда было представление о том, что в мире есть животные, есть растения, природные явления и т.д. мы после 1,5 лет приступили к различным играм из раздела дидактического материала. 


Пазлы    

  Игры с пазлами на своих занятиях используют логопеды-дефектологи. Обычный ребёнок эти игры осваивает достаточно быстро, а вот особёнку этот процесс не всегда даётся просто. Мы были не исключение. Самые первые наши пазлы состояли из двух частей. Давиду было тогда 1.7 г. Я эту игру называла найди хвостик. Распечатывала четыре картинки с животными. 
Скачать бесплатно в формате PDF можно тут 


Наклеивала на картон и разрезала по середине. Распечатывала ещё один комплект карточек но их уже оставляла целыми. Эти карточки выкладывала сверху как образец. 



В интернете немало версий для скачивания пазлов





После игр с пазлами из двух частей можно переходить на игры с пазлами из 3-х и 4-х частей. 
Когда Давиду исполнилось 2 года и 10 месяцев мы начали игры с такими  пазлами. Качество картинки мне кажется мрачноватой, хотелось бы по-ярче. Но Давиду нравилось. 


 
Объёмные пазлы.
Когда Давиду было 3,5 г. на занятиях у логопеда нам дали вот такие объёмные пазлы на магнитах. С одной стороны интересные, но с другой стороны сложновато.
Продаются такие пазлы в магазине ВУНДЕР КИНД

Найди отличия. 
 

  Если нет возможности распечатать картинки на цветном принтере, то в магазинах продается немало книжек-тестов на эту тему. 
Например книжка Ольги Земцовой  "Найди отличия"








Какие машины налево, а какие направо.

На картинке ниже нарисовано, что одни машины едут налево, а другие направо. Цель занятия - чтобы ребёнок сам определил какие направо едут, а какие налево. По образу и подобию показываю флажки и пр. картинки






    Сделала несколько похожих картинок. Одни и те же машины расставляла в разном порядке и в разные стороны.  С одной стороны можно запутаться, но при этом требуется концентрация. Умное слово, но такое нужное для наших деток. 



Ольга Земцова: Вправо-влево, вверх-вниз. 

Ориентируемсяв пространстве
















Найди тень 


 Начинала так же с простых картинок 




Более сложные картинки 
Хорошие идеи на этом ресурсе 




  Когда Давиду исполнилось  2.9 года я купила игру  Обучающие карточки пазлы "Чья тень?"
Мы и раньше в эти игры играли. Но покупные я взяла первый раз. До этого распечатывала сама и наклеивала на картон. Эти карточки очень понравились по качеству. А главное понравилось, как Давид лихо собирал пазлы ДВУМЯ руками. 











Тип рисунка 


Игры на тему рисунок так же тренируют логику. Учат анализировать  обобщать, находить общие признаки предметов и их отличительные черты.




 Начертила вот такие карточки "Заплатки". 




 Игра подбери платье Машеньки. 
Мне эту идею подсказали. Так как мы мультики в основном не смотрим, мне рассказали что есть серия у "Маши и Медведь" называется "Большая стирка". Так вот  я сделала 8 платьев для Машеньки с разными узорами. Начинали мы играть в эту игру в 1.10г. Брала наклеивала перед сыном образец как должно получится. Наклеивала ему лист куда нужно приклеивать детали платья и таким образом сидели занимались. Но это пойдёт для разминочки и для осознания фигур. Более сложный вариант это когда вырезаны два или три типа рисунка платьев а выбрать нужно один ориентируясь только на рисунок который на косыночки. 









Ритм рисунка 


Все игры у нас начинаются с того, что я в начале объясняю и разжёвываю Давиду как нужно играть в ту или иную игру. Что касается карточек с бусами то тут происходило тоже самое. 

Давиду 3.6. Первое это то, что я просто рассказала историю как девочка рассыпала бусы. А когда дело дошло подбирать правильный рисунок, то тут то я и стала всё разжёвывать. Объяснила какой ритм бус у девочки - "большая бусинка, затем маленькая". Затем проговорила какой ритм на других отрезках, к примеру, " две большие затем одна маленькая" 








Классификация предметов 
видов и т.д.


Скачать бесплатно в формате PDF можно тут 




Понравился мультик на закрепление знаний темы про животных. 



   Настольная игра на развитие логики. Это игры, которые помогают научить ребёнка выделять предметы в группы. 
К примеру, мебель....игрушки .....обувь....одежда....
Давид в них играл с удовольствием.
  Мне очень понравилась настольная игра по качеству картона и по качеству рисунка "Уютный домик" Давид достаточно быстро её освоил. 







  Вот ещё одна игра. Игра называется "Наведи порядок". Качество картинок среднее. Мне больше всего нравится картинки в игре "Уютный домик" там цвета сочные и яркие. И ещё, не все картинки нам сейчас подходят. К примеру, "собери пенал" для нас сейчас ещё рано. Я убрала где-то половину пазлов из коробки и оставшимися неплохо играем. 












Для закрепления материала можно предложить ребёнку поиграть в игру "Что тут лишнее"

Скачать бесплатно в формате PDF можно тут






 

   Чей детёныш

     Нередко логопеды на своих занятиях используют игры с развивающими пазлами «чей детёныш». Первый раз Давиду логопед предложил поиграть в эту игру когда ему было 2 года.  Развивающие пазлы “Детёныши животных” знакомят малышей с окружающим миром, развивают его память, внимательность, логику, речь, кроме того, мелкую моторику пальцев рук.
     У нас дома есть вот такая игра "Чей малыш". Лично мне понравились рисунки. Но Давиду не понравился один момент. То что детёныши присоединяются не строго рядом с мамой и в любом месте картинки, а так как на одной картинке несколько мам, то получается что,  к примеру, пингвинёнок соединяется рядом с тигром.  




  
   Глядя на игры “Детёныши животных”, я задавалась вопросом: "...почему в играх только мама и детёныш?". И, самое интересное, Давид тоже спрашивал а "папа?". Так вот в эти выходные наткнулась на игру "Семья". Не могу сказать что в восторге от качества рисунка, но как обще образовательная подойдёт. Мол, объяснить что есть и мама и папа. 
 Мини- игра Семья Есть в "Лабиринте" 





  Если честно, я не сторонник пособий где изображенны рисованные предметы, животные и т.д. Как вспомогательный материал сгодится. Но для основного, лично я, старалась использовать те карточки, где либо фотографии предметов или животных, либо очень хорошего качества рисунок, максимально приближенный к реальности. 
Например, такой набор как "Где моя мама". Именно на подобных пазлах ребёнку проще всего освоить где чей детёныш. 
и в "My-shop"

Развиваем мышление и память

Игры на развитие памяти и внимания 

1) Запомни пару предметов. Найди точно такую же пару предметов. 




Что из чего получилось 


Скачать бесплатно в формате PDF можно тут











Подробней можно посмотреть тут
Игру с картинками "Что с начала, а что потом" чаще всего используют логопеды на своих занятиях. 
По этим картинкам с Давидом логопед начал заниматься когда Давиду было 3 года и 5 месяцев.
 Это игра учит ребёнка располагать картинки в порядке развития сюжета, пользуясь вспомогательным средством. Целью занятий является научить ребёнка выстраивать логические цепочки. И естественно влияет на развитие речи. 


Скачать бесплатно   в формате PDF можно тут 


Нашла на просторах интернета хорошую методичку на тему что вначале что потом. Отличные пояснения и карточки для печати вот сылка для печати 
http://luchlogoped.43-ozr.edusite.ru/DswMedia/chto.pdf
  
 И ещё наткнулась на сайт с карточками "Что с начало что потом" только не цифровая версия а сканированная. Я если честно не люблю распечатывать сканированные картинки, так как они размытые но как вариант иногда принимаю. 


И ещё несколько ссылок где можно скачать материал для занятий 
  
Более подробней про игры "Что сначала что потом" можно посмотреть тут 



     Если нет возможности распечатывать материал на цветном принтере, то в магазинах продаётся немало готового материала для занятий.
Например, набор карточек Рассуждаем вместе с мамой. Отгадай-ка
В набор входят 144 двусторонние карточки с заданиями, которые направлены на развитие основных психических функций: сенсорики, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. 
Подробней о наборе можно посмотреть тут 
Набор есть в "Лабиринте" 
есть в "My-shop"




    По-правде говоря, мне больше всего нравится карточная система. Т.е наборы с карточками на мой взгляд для нашего ребёнка являются наиболее эффективными.  Но это не значит что у нас дома только всё в карточном виде. Конечно же есть пособия и в виде книжек. 
Такие как, например, тесты Ольги Земцовой  "Развиваем мышление"

Тест "Развиваем мышление" Есть в "Лабиринте"











Что перепутал художник.

Заниматься по этим картинкам с нами начали когда Давиду было 3 года и 5 месяцев. 

Игра есть в "Лабиринте"






  Когда Давиду было 2 года 9 месяцев купила вот такую книжку Развиваем память и мышление  
Давиду она понравилась. 
Книжка заявлена на возраст от 4 -5 лет. Но немало заданий, которые можно выполнять и в 2 года и 9 месяцев. 
Книга есть в "Лабиринте"















Развивающее пособие для детей "Разумники" 
Качество бумаги, рисунки, цвета, идеи в принципе мне в этой, скажем так, методичке нравится всё. Но нравится именно мне. Заниматься по этой методичке с Давидом тяжеловато. На развороте обычно по-четыре задания, что не позволяет сконцентрироваться нашему ребёнку. Учитывая что в книжке немало интересных для нас заданий, то я закрываю белым листком оставшиеся задания и в таком виде занимаемся. 
Книжка Есть на "Озоне"










  Из этой же серии у издания Робинс есть тесты для детей.Так же много интересного как и в предыдущей книжке, но также есть минус - на развороте бывает одновременно по четыре задания что не позволяет нам сконцентрироваться. 












Развиваем память




















На что одеваем 

Скачать можно тут 








К дидактическому материалу можно так же отнести 

Изучение цветов 




Изучение геометрических фигур 





Учимся считать 







Комментариев нет:

Отправить комментарий